Историческая автономность Китая ни у кого не вызывает сомнений. Культура Поднебесной в равной степени прекрасна и необъятна. При всем при этом, мы ничтожно мало знаем о ней. Во-первых, мешает языковой барьер. И надо сказать, он труднопреодолимый. Любой, кто изучает китайский язык, подтвердит это. Довольно сложно выучить нужное количество иероглифов, чтобы иметь возможность свободно читать литературу. Во-вторых, для того, чтобы понять китайскую специфичность, понадобится отойти от европеоидности, то есть, забыть о том, что запад и восток - это не справа или слева от Европы. А это крайне трудная задача, поскольку изучение происходит, прежде всего, по книгам российских или европейских авторов.
При помощи анализа учеными было доказано, что цветовой спектр нашего мира насчитывает более 10 миллионов разных цветов и оттенков. А для китайцев дела обстоят куда проще. Исторически сложилось так, что базовыми стали всего 5 цветов, в частности: черный с красным, синий с белым и желтый. Эти тона считаются «чистыми» или открытыми, не имеющими примесей. Все остальные – это не более чем разного рода комбинации вышеупомянутых, базовых тонов. Те якобы смешиваются в разном соотношении и количествах. Китайцы относят такие цвета к «смешанным». То есть, красный цвет в Китае, как и 4 остальных, в почете. Все остальные – второстепенны.
Символичность цветов
«Чистые цвета» символизируют верность традициям и устойчивость с постоянством, они считаются синонимами благородства. А так называемые «смешанные цвета» относятся к вульгарным, а то и вовсе низкопробным. Как это выражалось? Проще всего объяснить на примере. В Древнем Китае по тону женского наряда представлялось возможным определить, кто из женщин замужем, а кто - наложница. В соответствии с установленным правилом, женам вменялось в обязанность надевать одежду исключительно «чистых цветов», в то время, как наложницам были разрешены лишь наряды «смешанных тонов». То есть, одежду черного цвета в Китае одевали дамы, имеющие статус официальной жены. То же самое касалось и одежды красного цвета. В Китае к этому правилу относились очень серьезно, хотя для нас оно звучит несколько странно.
Символичность цветов следует рассматривать сквозь призму традиционной для Китая системы 5 элементов. Китайцы условно разделили мир на 5 категорий – это дерево, огонь, металл и вода с землей. Каждый из элементов - это символ каких-то жизненных процессов, которые протекают и в человеке, и во вселенной. Цвета также являются частью данной системы. Черный цвет в Китае ассоциировался с Севером и с водой.
Красный оттенок символизировал юг, буйство жизни и всех ее проявлений, он соответствовал огненной стихии и Солнцу. Красный цвет обозначал человеческое стремление вверх, к покорению новых высот. Мифологическим животным – символом красного оттенка была Красная птица, известная, как Феникс. Она считалась очень мудрой, красивой и потому пользовалась большим почетом.